«Ожившее слово» — в подарок классику

Опубликовано: 31 Января 2012


29 января в День рождения Антона Павловича Чехова в мелиховской усадьбе писателя состоялся финал III Международного конкурса чтецов. Традиция встречать «ожившим словом» памятную дату зародилось в усадьбе писателя три года назад. Сейчас конкурс набирает обороты, обрастает традициями и расширяет свою географию. В этом году в художественном смотре приняли участие 30 молодых актеров из Екатеринбурга, Омска, Тары, Ульяновска, Ярославля, Киева, Тамбова, Алматы, Санкт-Петербурга и Москвы.

Каждый конкурсный год отличает своя особая тематика, помимо неизменного присутствия произведений Чехова, организаторы предлагают исполнителям на выбор либо произведения авторов, характеризующих определенную эпоху, например, XX век, как было в прошлом году, либо творческое наследие еще одного классика русской литературы. Так, в конкурсе 2011/2012 было решено объединить двух величайших писателей — А.П. Чехова и И.А. Гончарова, таким образом отметив предстоящий в этом году 200-летний юбилей со дня рождения Ивана Александровича Гончарова.

В жюри конкурса вошли известные актеры, мастера художественного слова, театральные педагоги:

Василий Иванович Бочкарёв, народный артист России, профессор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, актер Государственного академического Малого театра,

Антонина Михайловна Кузнецова, народная артистка России, профессор кафедры сценической речи РУТИ (ГИТИС), председатель Московского речевого центра при СТД РФ,

Алексей Глебович Кузнецов, заслуженный артист России, профессор кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина, актер Государственного академического театра имени Евг.Вахтангова,

Виктор Владимирович Мархасёв, профессор кафедры сценической речи Школы-студии МХАТ имени Вл.И. Немировича-Данченко,

Ольга Николаевна Бойцова, доцент кафедры сценической речи Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина

Художественное чтение – это, если можно так сказать, отдельный вид актерского мастерства. Тут нужен особый дар: мало быть хорошим драматическим артистом – нужно уметь держать внимание зрителя, находясь на сцене без партнеров, декораций, реквизита, специального костюма. В распоряжении актера только один инструмент – его голос, которым он должен доносить авторскую мысль, рисовать яркие образы, ведь недаром это чтение названо «художественным».

Как сказал в своем приветственном слове к участникам и зрителям конкурса Председатель жюри – народный артист России Василий Иванович Бочкарёв: «Главная цель этого конкурса мне видится в том, чтобы возродить чистоту русского слова, восстановить подлинность звучания русской речи, которая сегодня страшно захламлена. Есть серьезные опасения, что скоро может пропасть неповторимая мелодика русской речи, русского "звучащего слова", в котором и есть душа России. Для меня главным критерием при оценке чтецких работ была его личная причастность к тому, что он читает, понимание, про что он рассказывает, точные мысли и видение произведения. Если слушая артиста, в твоем воображении начинают возникать образы, ты ощущаешь ароматы, слышишь звуки, это уже высший пилотаж. И я очень рад, что среди наших конкурсантов были настоящие открытия».

Заявки на участие в творческом смотре принимались от профессиональных актеров и студентов последних курсов профильных высших учебных заведений. По итогам работы конкурсной комиссии к прослушиванию, которое проходило с 26 по 27 января в Центральном Доме Актера имени А.А. Яблочкиной, было допущено 30 начинающих свой творческий путь актеров. Из них жюри выбрало обладателей 3-х дипломов и шесть победителей призовых мест (трех лауреатов третьей премии, двух лауреатов второй премии и одного главного победителя конкурса).

Дипломантами конкурса стали: Беляев Сергей (Театральный институт им. Б.Щукина, Москва), Касым Айбол (Республиканский эстрадно-цирковой колледж им. Ж. Елебекова, Алматы, Казахстан), Кузенкина Александра (Школа-студия МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко, Москва).

Премии 3-й степени были вручены: Вербицкой Ирине (Московский драматический театр им. Н.В. Гоголя), Кужимановой Асель (Республиканский эстрадно-цирковой колледж им. Ж. Елебекова, Алматы, Казахстан), Фомину Роману(Московский академический театр им. В.В. Маяковского).

Два вторых места разделили между собой Вахрушев Григорий (Екатеринбургский государственный театральный институт) и Зольников Антон (Омский государственный драматический «Пятый театр»).

Победителем же конкурса стал артист Тамбовского молодежного театра Вячеслав Шолохов, прочитавшей рассказ А. П. Чехова «Шампанское». После награждение Вячеслав поблагодарил жюри за высокую оценку своей работы, зрителей за теплый прием и отметил, что награды дают возможность поверить в то, что если еще пока и не идешь в нужном направлении в своем творчестве, то, по крайней мере, смотришь в нужную сторону.

Организатором конкурса является Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры МО и Союза театральных деятелей России.

Годом рождения жанра «звучащего слова» принято считать 1910, когда известный актер Александр Закушняк начал проводить «вечера интимного чтения». Расцвет нового театрального жанра пришелся на 1930-е годы. Актеры в небольших камерных залах читали те произведения мировой литературы, которые вряд ли бы цензура пропустила на большую сцену. Чуть позже огромную популярность приобрели уже пластинки с записями чтецких работ величайших советских актеров. Сегодня интерес к художественному слову перестал быть массовым. Да и желающих мастерски донести это слово с каждым годом все меньше. Но традиции художественного чтения, рожденные русской театральной школой, должны сохраняться. По глубокому убеждению организаторов конкурса, у этого непростого театрального жанра всегда будут почитатели и ценители.


Возврат к списку