«Шляпу куплю удивительную и вообще намерен франтить»

Шляпа фетровая.
Принадлежала Антону Павловичу Чехову.

Лондон. Конец XIX в.

«Шляпу куплю удивительную
и вообще намерен франтить
»

 

Элегантная черная шляпа писателя – желанный гость многих выставок мелиховского музея и яркий штрих к портрету Антона Павловича. Чехов был внимателен к предметам своего гардероба, к шляпам – особенно. Как-то, в предвкушении гонорара, мечтал: «Если сегодня возьму денег, то куплю себе шикарную шляпу и летнее пальто».

Писатель так привязывался к своим вещам, что даже не желал расставаться с поношенной шляпой. Когда Мелихово уже продавалось, и вывозились вещи, он пишет спешно сестре, чтобы не бросала забытую им старую шляпу – он ее хочет забрать в Москву.

Головные уборы за девятнадцатый век претерпели кардинальные изменения: цилиндры сменились котелками, входили в моду кепи и картузы, канотье и мягкие фетровые шляпы. Чеховскую шляпу можно, пожалуй, отнести к так называемым «хомбургам». Для них характерен продольный залом наверху, загнутые вверх поля и лента на тулье с бантом. Производство шляп такого фасона началось в Бад-Хомбурге на шляпной фабрике Филиппа Мёккеля. Переломным в судьбе шляпы стал визит в Хомбург наследника британского престола, будущего короля Эдуарда VII. 29 августа 1882 года. Эдуард увидел шляпу местного производства у своего племянника, кайзера Вильгельма II, носившего зелёный хомбург к охотничьему костюму, и заказал себе у Мёккеля хомбург в традиционном элегантном сером цвете. Новый фасон мужской шляпы быстро вытеснил царившие повсеместно цилиндры и котелки.

Забавный факт: если бы не Чехов, стоял бы в Таганроге памятник Петру I простоволосым… Известно, что Антон Павлович хлопотал об установке памятника, вел переговоры со скульптором М.М. Антокольским, прославленным автором памятника. Но в Таганроге был организован также специальный комитет, в котором шли жаркие споры о месте установки памятника, возник также вопрос: «...говорят, что на памятниках не дозволяется постановка фигур в шляпах, а требуется открытая голова». На что Антон Павлович ответил, отстояв привычный облик императора: «В Петергофе Петр стоит в шляпе. Кажется, военных принято изображать в головных уборах. И если бы Антокольский сделал ошибку, то ее давно бы уже заметили, так как статуя Петра существует уже не один год». Так Петру оставили его знаменитую треуголку.