Мелихово-Липецк. Гельман-Воронина. «Скамейка»

Опубликовано: 18 октября 2017


Возрастное ограничение: 18+

Продолжительность: 1 час 30 минут


Театр «Чеховская студия» Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово» и, в частности, режиссер Татьяна Воронина, получили приз за лучшую режиссуру на престижнейшем фестивале «Липецкие театральные встречи» за спектакль «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана. Все работники музея и театра, поздравляю всех и, прежде всего, Татьяну Воронину и ее потрясающих подопечных - заслуженную артистку России Наталю Беляеву и актера Сергея Кирюшкина!

А почему, собственно, приз за режиссуру?! Что нашли в ней (режиссуре) такое особенное в Липецке (и не только, кстати, в нём, но и на двух предыдущих фестивалях в Долгопрудном и Новошахтинске)? Декораций никаких, кроме двух допотопных микрофонов да двух высоких барных стульев. На сцене - два не очень юных человека. Причем, практически на протяжении всего спектакля эти двое стоят на месте, не прыгают, не раздеваются, не делают кульбиты. И даже не плачут. Ну, если только однажды наденут клоунские носы. А в основном на этом «стендап представлении» они, немного ёрничая, говорят, говорят, говорят, не пытаясь ничего играть, не изображая жгучие страсти, не рвя «рубаху на груди». Татьяна Воронина говорит: «Все быстро, конфликтно, нелепо, все лицедействуют, играют в какую-то игру, от этого становится смешно и грустно одновременно». И вдруг ты чувствуешь, как у них «из-под кожи начинает сочиться душа». И всё это внезапно поджигает и твою душу: «А чего с ней церемониться, чего ее беречь»?!

Так в чем секрет этой режиссуры? Он весьма прост. Оказывается, надо всего лишь пропустить через своё сердце боль этих лишенных любви простых людей - героев пьесы Александра Гельмана. И еще - понять что-то главное в истории нашей несчастной страны. И уловить черты и ритмы нашего сумасшедшего века и окунуть в него этих людей 80-х годов. А потом «вдохнуть» эту боль и понимание в сердца артистов. И сделать так, чтобы они не просто прожили жизни своих героев, но и обнажили перед зрителями этого стендап представления свои непростые судьбы. И, при этом, сохранили чувство юмора. И, при этом, ничего не играли, а как бы наблюдали за происходящим со стороны. И тогда серебряные струны, спрятанные глубоко в душах зрителей, вдруг начинают отзываться и звучать в унисон с такими же струнами и персонажей, и актеров, и режиссера, и необыкновенного человека и драматурга Александра Исааковича Гельмана. Вот и весь секрет, который разгадало жюри на Липецком фестивале.