«Приезжайте к 17-му. В сей день, его же сотвори господь, я именинник»
Дата добавления:
29 January 2023, Su
10:00
Живя в Москве, Чехов часто звал гостей на свой день рождения. На этих веселых и шумных вечерах присутствовали художник Исаак Левитан, поэт Лиодор Пальмин, писатель Лазарев-Грузинский, «Яшеньки» – так в шутку у Чеховых называли сестер Яновых, Евдокия Эфрос.
В январе 1891 г. Чехов был в Петербурге. Его чествовали в трактире «Малый Ярославец», который располагался на Большой Морской улице. Приглашенным запомнилась кулебяка и огромное количество тостов за здоровье именинника. Семья тоже не осталась в стороне от замечательного события и… праздновала без именинника, но с гостями. Зашел на огонек «король московских репортеров» В.А. Гиляровский, о чем «отчитался» другу: «Был вчера у тебя, Антон Павлович, на именинах и, верный себе во всем и всегда, выпил всю водку за твое здоровье и ушел». Из Петербурга домой Антон Павлович писал в Москву: «Честь имею поздравить Вас с именинником; желаю Вам и ему здравия, благополучия…»
Некоторые дни рождения писателя проходили тихо и скромно. «Третьего дня я был именинник; ожидал подарков и не получил ни шиша», – писал Чехов А.С. Суворину 19 января 1895 г. «Милая Маша, спасибо за письмо с поздравлением, вчера получил. Мне стукнуло уже 38 лет; это немножко много, хотя, впрочем, у меня такое чувство, как будто я прожил уже 89 лет», – писал он сестре в январе 1898 г. из Ниццы. Ей же в 1903 г. сообщал из Ялты: «Именины мои прошли скучно, никого не было. Зато подарков много: ананасовое варенье, которого я не ем, промокательная бумага на ящике, который никуда поставить нельзя, ручка из горного хрусталя, которою писать нельзя, и конфекты, которых я не ем».
Необычно и торжественно прошёл день рождения писателя 17 января 1904 г. Чехов в это время находился в Москве, а его именины совпали с премьерой пьесы «Вишневый сад» в Московском художественном театре. «Появление Чехова на сцене было встречено громовыми и продолжительными аплодисментами всего зрительного зала», – сообщало «Русское слово», давшее подробный отчет об этом «Чеховском вечере».
К.С. Станиславский вспоминал и о подношениях Чехову: «Вот художник Коровин чудесный подарок мне прислал! Чудесный!
- Какой? - интересовался я.
- Удочки.
…все другие подарки, поднесенные Чехову, не удовлетворили его, а некоторые так даже рассердили своей банальностью.
- Нельзя же, послушайте, подносить писателю серебряное перо и старинную чернильницу.
- А что же нужно подносить?
- Клистирную трубку. Я же доктор, послушайте. Или носки. Моя же жена за мной не смотрит. Она актриса. Я же в рваных носках хожу. Послушай, дуся, говорю я ей, у меня палец на правой ноге вылезает. Носи на левой ноге, говорит. Я же не могу так! – шутил Антон Павлович и снова закатывался веселым смехом».