Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» представляет выставку «Галерея портретов А.С. Пушкина из фондов Пушкинского музея». Это выставочный проект Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея А.С. Пушкина «Михайловское», который посвящен 225-летию поэта.
В экспозиции — 85 предметов изображений Александра Сергеевича из фондов музея. Портреты разные и по технике исполнения, и по времени написания — от прижизненных до выполненных в начале 21 века.
Сегодня в фондах музея хранится оттиск гравюры, сделанный в 1974 г. с авторской доски, созданной в 1827 г. профессором гравировального класса Академии художеств Н.И. Уткиным, и гравюра, выполненная английским художником Т. Райтом. Считается, что поэт сам заказал Райту этот портрет для готовившегося собрания сочинений. Предварительный рисунок был сделан с натуры в конце 1836 г. (не сохранился), а сама гравюра увидела свет уже после смерти Александра Сергеевича, в марте 1837 г. Обе работы можно увидеть на выставке.
Значительную часть иконографии Пушкина, представленной на выставке, составляют работы художников второй половины 20 века. Среди авторов — П.П. Осовский, В.А. Фаворский, Ю.М. Игнатьев, А.И. Лактионов и многие другие. В 21 веке Пушкина рисовали Э.Х. Насибулин, Н.П. Предеин, И.Ю. Даур и многие другие. Скульптурные изображения поэта представлены работами Н.П. Предеина, С.З. Мограчева и др.
Все работы создавались на основе тщательного изучения прижизненных портретов Пушкина, его творчества и биографии.
В юбилейные годы изображения поэта стали появляться на сувенирах и на предметах декоративно-прикладного искусства. В экспозиции — изделия из ткани, бересты, предметы медальерного искусства, марки, почтовые конверты, значки с портретами поэта и голограмма бюста А.С. Пушкина работы И.П. Витали. Её изготовили в Государственном оптическом институте Академии наук СССР им. С.И. Вавилова в последней четверти 20 века к 90-летию Вавилова. В 1981 г. голограмму подарили директору Пушкинского заповедника С.С. Гейченко для передачи в музейные фонды.
На протяжении времени меняется не только понимание личности Пушкина, его творчества, но и художественные стили, что не могло не сказаться и на осмыслении облика поэта многочисленными портретистами. Собранные воедино портреты Александра Сергеевича помогают понять, каким видели гения русской литературы его современники, а каким представляли его образ последующие поколения. Художественные поиски «своего» Пушкина продолжаются.